Семье навстречу

семье навстречуВ нашей стране семья, безусловно, признана приоритетной формой для устройства на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Именно в семье можно создать условия для полноценного развития, воспитания и социализации ребенка. Это аксиома, издавна доказанная жизнью и закрепленная законодательно.

В тех случаях, когда право ребенка на жизнь в биологической семье не может быть реализовано, специалисты социально – педагогического центра совместно с органами опеки и попечительства обеспечивают это право путем передачи ребенка в замещающие семьи. На наш взгляд, приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Навыки преодоления  трудных жизненных ситуаций, формирует психологическую защиту, навыки правильного поведения при стрессах, морально-этическую установку на создание  собственной стабильной семьи. Она формирует у детей

 Какие задачи стоят перед социально – педагогическим центром в обеспечении качества профессиональной семейной заботы, позволяющей решать важную и болезненную проблему социального сиротства?

Развитию и поддержке семейных форм жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует в первую очередь проведение ежегодной акции «Семье навстречу», в рамках которой специалисты СПЦ разрабатывают информационные листки, буклеты, календари и плакаты для потенциальных замещающих родителей, выступают и консультируют заинтересованных граждан по вопросам семейного устройства. Информационная кампания в поисках профессиональных кадров  в замещающие родители регулярно  проходит в учреждениях образования района, перед которыми встал вопрос оптимизации. Разработанные буклеты размещаются в Центре занятости и общественном транспорте, по местному каналу телевидения постоянно транслируются сюжеты и видеофильмы о детях-сиротах.

Стабильность в работе замещающей семьи зависит от качества  подготовки кандидатов в приемные родители. Педагог-психолог СПЦ осуществляет обучение кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь. В ходе подготовки кандидатов в приемные родители специалистами СПЦ предоставляется  исчерпывающая информация о поведении, здоровье, психологических особенностях ребенка, даются общие рекомендации по взаимодействию с ним.

Основой для организации методической поддержки замещающих семей, обеспечивающей грамотное социально – психологическое сопровождение,  является четкая, детальная регламентация профессиональной деятельности специалиста СПЦ, которая позволяет организовывать профессиональную деятельность сообразно предъявляемым требованиям.

Создание такой регламентации имеет серьезное психологическое значение, позволяет замещающим родителям предельно четко очертить поле своей профессиональной деятельности; структурировать ее сообразно выдвигаемым требованиям.

Для обеспечения качества организации жизнедеятельности приемной семьи, где приемный родитель выступает в качестве профессионала своего дела, специалисты Гродненского района детально подходят к разработке должностной инструкции, положений договора об условиях воспитания и содержания, планов развития приемных семей, детского дома семейного типа, в которых оговорена возможность принятия в семью детей до 3лет, а также детей  с особенностями психофизического развития.

На уровне района разработаны рекомендации по организации жизненного пространства приемного ребенка.

Профессиональному выполнению обязанностей способствует:

  •  повышение квалификации замещающих родителей, нацеленное на совершенствование знаний приёмных родителей в работе с детьми, переживающими потерю,  депривированными подростками, отработку практических умений и навыков в вопросах восстановления детско-родительских отношений;
  • деятельность методического объединения приемных родителей, родителей-воспитателей, функционирующего на базе СПЦ.  Формы проведения встреч разнообразны. Традиционными стали мастер-классы приемных родителей, имеющих успех в своей деятельности. Положительный опыт работы по сопровождению замещающих семей транслируется в республиканской газете «Домой».

Совместные заседания помогают решать сложные проблемы, связанные с адаптацией детей в семье, развивают у приёмных родителей навыки профессиональной рефлексии,  позволяют делиться положительным опытом воспитания детей.

В нашем районе имеется практика закрепления предприятий за каждой приемной семьей, с целью оказания содействия в решении насущных проблем. Так за три квартала текущего года, 14 приемным семьям и детскому дому семейного типа оказана помощь на сумму 61 миллион рублей (качели для детей, выделение транспорта для очистки канализации, продуктовые наборы собственного производства, приобретение газонокосилки, подарки детям к праздникам и многое другое).

Думаю, что новых открытий в данном направлении мы не сделали, поэтому хочется сказать о трудностях и волнующих вопросах в работе.

Не секрет, что самой сменяющейся категорией работников социально – педагогических центров являются педагоги-психологи и педагоги социальные. В большинстве случаев в социально-педагогических центрах работают выпускники вузов, как правило – девушки, прибывшие по распределению, не имеющие опыта работы с приемными детьми и приемными родителями. За распределением следует брак и декретный отпуск. Отсюда следует частая сменяемость специалистов, осложняющая работу центров по выстраиванию доверительных отношений в диаде педагог –  приемный родитель, качеству оценки принимающей семьи, рисков, ресурсов семьи. 

Подавляющее большинство приемных родителей возрастные, пришедшие в профессию с мотивацией реализовать имеющийся потенциал нерастраченной любви и заботы, желания дать отеческую опеку детям, в которой они нуждаются. И вначале мало кто из них знал о проблемах детей, имеющих тяжелый жизненный опыт, психотравму от разрыва с родными людьми, в одночасье ставшими совсем чужими.

Считаем необходимым внесение изменений в законодательство для кандидатов в опекуны, приёмные родители, родители-воспитатели, установив ограничение по возрасту (при отсутствии родственных связей), пересмотреть вопросы оплаты труда замещающих родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей, с особенностями психофизического развития.

Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться, как терпящий бедствие. И его надо спасать – помещать в семью – всеми доступными законными способами.

 

Директор государственного учреждения образования «Гродненский районный социально – педагогический центр» Татьяна Николаевна Пик

Статья опубликована в Республиканской газете «Домой»; №11, ноябрь 2015 года

You may also like...